Развитие речи у ребенка - исключительно важный процесс, отнимающий значительную часть ресурсов мозга ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Встав на 2 ноги, научившись ходить, ребенок начинает интенсивнее интересоваться окружающей его обстановкой. Мозг, выполнив задачу освоения ходьбы, освобождает место для новых задач, связанных с более детальным изучением мира вокруг. Мышление начинает систематизировать, дифференцировать, сравнивать. Позже - искать всему этому объяснения. Хорошей подмогой в этой работе мозга становятся названия предметов, явлений и действий. Они обозначают предмет и снижают риск запутаться или перепутать две схоже вещи - например ложку и поварешку. Таким образом для ребенка, который учится говорить невозможно разделить по степени важности сам практический опыт и развитие речи. Чтобы было слово, нужно чтобы было видно и то, что это слово значит. "Дождь" для ребенка, который не видел дождь - лишь звуки. Однако, если ребенок знает, что "идет дождь", мышление начинает свои работу: анализирует и делает выводы. Т. е развивать речь ребенка безусловно нужно одновременно с расширением его опыта.
Вот основные направления для работы с ребенком при развитии речи:
- Расширение опыта
- Работа над поинманием речи
- Работа над мотивацией к речи
- Работа над произношением
Расширение опыта
- Выберите несколько маршрутов прогулок, сделайте их узнаваемыми для ребенка, рассказывайте во время прогулок обо всем, что видите и что происходит. Однако если видите, что ребенок устал и не слушает, дайте ему отдохнуть в тишине, пусть сам посмотрит на происходящее, возможно у него возникнут некоторые вопросы. Иногда именно избыток информации может тормозить желание ребенка самому чем-то заинтересоваться Главное здесь не переусердствовать и соблюсти баланс - информации должно быть столько, сколько он может воспринять. Со временем места прогулок станут привычными и ребенок сам начнет называть то, что вы видите. Теперь вы можете задать несколько вопросов. (А это дерево высокое? А где куст шиповника? А что это за здание?)
- Больше трогайте разные по типу поверхности. Называйте названия этих поверхностей ребёнку. Описывайте их характеристики (шершавая, гладкая, твёрдая, мягкая)
- Больше слушайте разные звуки. Песни, гаммы, звуки природы. Предлагайте ребёнку повторять эти звуки
- Больше смотрите и наблюдайте вместе с ребёнком. Что это за дерево? А что там на небе? А что там вдалеке? Давай рассмотрим этот листик, что ты видишь? Посмотри, это звёзды, а это луна и т.п.
- Развивайте мелкую моторику ребенка. Как ни странно, она неразрывно связанна с речью. Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше это для развития речи. Пусть ребенок под вашим присмотром поиграет в конструкторы с мелкими деталями. Дайте ему миску с фасолью или горохом - пусть перекладывает их из одной миски в другую. Попробуйте первые мозайки. Пусть потренируется брать бусинки и нанизывать их на шнурок. Используйте игры-шнуровки. Применяйте пальчиковые игры
- Посещение зоопарков, музеев, парков и других мест будет рождать все новый опыт, а это ребенку поможет видеть все новые ситуации, которые мозг будет обрабатывать с большей эффективностью, если всему этому будет дано название. Ребенок скорее запомнит, что обезьяны любят бананы если увидит обезьянку, которая сидит на ветку и чистит банан, нежели сначала увидит картинку или фильм об этом. А вот после, уже по книжке, можно закрепить полученные знания о животных. Живые примеры в зоопарке и яркие эмоции, которые ребенок получает от увиденного заставляют память работать лучше в том числе и на запоминание речи.
- Читайте книги и рассматривайте картинки вместе с ребенком. Пусть покажет человека, который идет, мальчика, который пишет, картинку, где светит солнце. Пусть назовёт то, что он видит на картинке
- Время от времени повторяйте несложные стихи, скоро ребенок начнет повторять, потом говорить за вас несколько слов из стихотворения - сначала рифмующиеся, затем другие.
- Пойте и ставьте ребенку песни с понятными словами
Работа над пониманием речи
- Как можно больше разговаривайте с ребёнком. Сопровождайте свои фразы жестикуляцией
- Рассказывайте о том, что вы сейчас делаете
- Называйте предметы. Называйте имена людей
- Пойте, читайте стихи и книжки, комментируйте картинки
- Считайте игрушки, дома, людей
- Чаще спрашивайте мнение ребёнка
- Озвучивайте чувства ребенка если вы точно знаете, что именно он сейчас чувствует ("Ты расстроился", "ты очень рад" и т.д)
- Спрашивайте у ребенка о том, что он уже знает.
Работа над мотивацией к речи
- Не спешите исполнять просьбу ребенка, подождите, может он попросит вас об этом словами (если вы знаете, что он может сказать нужное слово, "помоги", "нарисуй", "книжка" и т. п.)
- Давайте положительную обратную связь, когда ребёнок пробует использовать речь
- Если какое-то слово ребенок произнес особенно четко, предложиите дополнительно поиграть в игры со словами, раз у него так хорошо получается
- Одобряйте любые попытки что-то сказать, даже если это у него не очень получается
- Разговаривайте больше сами
Работа над произношением
- Играйте в "Попугайчика": Вы говорите слоги, ребенок повторяет. Начинайте с одного слога (па, та, ба). Затем соедините два слога (папа, пата, паба, баба). Это необязательно должны быть значимые слова, главное, чтобы слоги различались минимально -одним звуком. Переходите с более сложным сочетаниям тогда, когда ребенок уже освоился с простыми. Более сложные: папаба, папабу, пабабу.
- Произносить длинные слова легче если их разделить на слоги. Можно тренироваться с картинками: Разрежьте картинку с изображением на 2-3-4 части (по количеству слогов). Получится пазл. Например, рисунок с коровой разрежьте на 3 части и собирайте корову, произнося каждый слог по очереди. (кладете первую часть "-ко", вторую "-ро", третью "-ва" )
- Тренируйтесь произносить слова, сначала простые, затем сложные
- Произносите чистоговорки, стихи, просите ребенка повторять
- Разговаривая с ребенком, говорите чётко, громко, внятно и не быстро
- Читайте ребёнку как можно больше
Рекомендации по подбору материалов смотрите в продолжении статьи
Автор статьи психолог Роман Левыкин (консультация психолога в спб)
Автор статьи психолог Роман Левыкин (консультация психолога в спб)
Замечательная статья!Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое. Получается мы ничем своему ребенку не помогали, а все ждали и нервничали, потому что он не говорит. На прогулах мне казалось мало предметов, которые могут заинтересовать, в итоге, только на кошек, собак и птиц отвлекаемся и их называем...
ОтветитьУдалитьОчень полезная информация! Спасибо! Моему сыну год и 10 мес. Были проблемы по неврологии из-за преждевременных родов и гипоксии, но двигательного характера (мышечная дистония), интеллект не пострадал, слава Всевышнему! Сейчас бегает, прыгает, взбирается по лесенкам, танцует, узнает героев всех мультиков, книжек. Очень любит музыку! Но говорит очень мало! Деда, держи - (все время это говорит))), баба, дай, ти-ти (телефон), кися мяу, ва-ва (лягушка), аф-аф (собачка)))), пару раз назвал по имени брата - Эльдар (причем даже "Р" выговорил!) - ну вот пока и все! Поем песенки, стараемся читать ему побольше, но он очень активный и подвижный, долгими занятия не бывают - соскакивает и бежит! Как совместить обучение с подвижными играми, пожалуйста, подскажите! Заранее благодарю, Эмма.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте.
ОтветитьУдалитьВ этом возрасте долгое занятие не получится. В среднем, занятие длится 1-2-3 минуты. Лучше не переутомлять. А подвижные игры в этом возрасте - это аналог занятий для ребёнка. Дети сильно развиваются в процессе физических игр не только физически, но и интеллектуально.
В развитии лучше следовать за ребёнком, помогая ему развивать то, к чему сейчас у него интерес.
Здравствуйте, статья очень поучительная, спасибо. Моему сыночку полтора годика, растет в двухязычной среде. Месяцев в 9 начал четко говорить отдельные слова, а теперь болтает много, но на "своем" никому не понятном языке. Может он еще не может определиться на каком языке ему говорить, а может стоит обратиться к специалистам?
ОтветитьУдалитьСпасибо.
Здравствуйте.
ОтветитьУдалитьВ процессе своего развития дети проходят через стадию "своей" речи.
Если у вас есть сомнения, вы можете обратиться к логопеду. Они хорошо ориентируются в стадиях развития речи и, услышав ребёнка, смогут сказать, к какой стадии относится речь и соответствует ли она возрасту.
Здравствуйте, ребёнку год и десять месяцев,волнует то что он не договаривает слова,может говорить пока ,но говорит ка,нет шипящих букв и буквы Р!чаще говорит на своём,с растоновкой ,эмоциями,но никто не понимает что он нам поведал!стоит беспокоиться?или наладится и мы заговорим нормально
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте.
ОтветитьУдалитьВ процессе освоения речи ребёнок проходит через стадию "тарабарского языка". Со временем, звукопроизношение нормализуется.
Узнать, насколько речевое развитие вашего ребёнка соответствует возрастной норме можно обратившись на личный приём к логопеду.
А мы благодаря игрушке «Говорящая ферма» Chicco развиваем речь, воображение, моторику рук. Знакомимся с английским языком, ведь дети дошкольного возраста запоминают английские слова непроизвольно, им не нужен перевод слов и текста, чтобы понимать, о чем речь. Говорящая ферма развивает все чувства ребенка, позволяя ему учиться, играя. Многообразные звуковые и световые эффекты пробуждают в ребенке желание наблюдать, слушать, учится. Говорящая ферма имеет множество развивающих и познавательных функций. Она с легкостью приобщит ребенка к миру музыки и пополнит его знания об окружающем мире. Этот уникальный игровой центр, при своем компактном объеме вместил не только всех жителей фермы, и цифры, но и может похвастаться большим спектром для развития наших чад.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Я и муж являемся носителями разных языков. Русского и арабского соответственного. Скажите пожалуйста, не повредит ли ребенку, если мы с ним будем разговаривать на двух этих языках. Не затянет ли процесс обучения речи. Или лучше все-таки сразу обучать одну языку.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте.
ОтветитьУдалитьРезультаты наблюдейний за детьми показывают, что если ребёнок растёт в билингуальной среде (где говорят и на одном и на другом языке), то ребёнок осваивает оба этих языка.
Однако, если супруги говорят на одном языке между собой, а с ребёнком один супруг говорит на одном языке, а второй на другом, то это мешает освоению языка.
Здравствуйте, в статье написано, что мозг сначала выполняет задачу освоения ходьбы. Ребенку год и три, до сих пор не ходит, не стоит самостоятельно, ходит только у опоры и ползает. Недавно начал говорить что-то на своем, особенно когда стоит перед зеркалом. Предметы не называет и не показывает. Как он будет их показывать, если он все время ползком в горизонтальном положении. Невролог сказал, что здоров, но ленится ходить и это может отразится на развитии речи. Так ли это? Я постоянно с ним разговариваю, показываю предметы, он смотрит с итересом, но никак не пытается повторить. Любит читать книжки, сам приносит их ползком.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте.
ОтветитьУдалитьКаждый ребёнок развивается в своём темпе.
Но прав ли невролог в том, что поздняя ходьба вредит развитию речи? Я где-то читала, что, наоборот, ползание способствует развитию мозга
ОтветитьУдалитьНа развитие речи сказываются очень многие факторы: внутриутробные, как проходили роды, как складываются отношения ребёнка и матери, какой эмоциональный фон в семье, как выстраивается жизнедеятельность ребёнка, как развивается эмоциональная сфера.
ОтветитьУдалитьСфера двигательной активности (ползание, ходьба, мелкая моторика) связана с развитием речи. Они идут вместе (смотря что понимать под речью, ведь ребёнок сразу после рождения начинает кричать. Это тоже способ коммуникации).
Большое спасибо за подробный ответ, в общем однозначно сказать нельзя, много факторов
ОтветитьУдалитьДа, сильно много факторов
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, как ребенка заинтересовать к книжкам, сказкам, нам 2 года и 1 месяц, проблема в том, когда я начинаю читать, сынок отбирает книжку и закидывает в дальний угол, даже свою беру книгу, он все-равно выхватывает и убирает её в сторону, пыталась просто давать ему книгу чтобы он её просто посмотрел, она ему не интересна и все,если рассказываю сказки, то просто закрывает мне рот рукой, а перчаточные куклы отодвигает в сторону... Как быть? Ему интересно бегать на улице, на площадке и смотреть мультики, дома он играет в паровизик машинки и любит смотреть мультики, но стараюсь вообще не включать телевизор в его присутствии... Как же тогда мне развивать с ним речь? Спасибо за внимание, с уважением Екатерина...
ОтветитьУдалитьДобрый день, Екатерина.
ОтветитьУдалитьВ развитии ребёнка важно прислушиваться к его собственным желаниям и интересам. Дети интуитивно чувствуют, что им сейчас нужно. Если ребёнку не интересно сейчас слушать книгу или смотреть картинки в ней, а интересно поиграть в паровозик, то вы можете поиграть с ним в паровозик. Если вы будете вместе с ним озвучивать паровозик, если вы будете проговаривать происходящее в игре, то это тоже будет развивать речь. Речь развивается в деятельности, а в деятельности, которая интересна, речь развивается быстрее.
Спасибо большое за ответ, будем стараться...)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Подскажите, нам 1,6. Сынок очень развит в плане физическом . Все показывает, все понимает. Есть книга по развитию речи, занимаемся с 1,3. Все показывает по ней, и все действия. Но..меня смущает то, что мы мало совсем говорим. Мама, папа, баба. Дай, говорит, когда просит и я прощу его сказать. А-а, это на собаку, типа ав,ав. Ка-ка, Зорина качели кач, кач. Дядя может сказать, но не четко. Няня, мое имя Аня, но надо все это просить . И..он говорит "агу", гу, гу когда бегает и говорит на своем, то произносит это то же. Не постоянно, стал недавно агукать, дня 3. Что делать, меня так смущает это агуканье((
ОтветитьУдалитьДобрый день.
ОтветитьУдалитьРечь у ребёнка развивается медленно. Ребёнку нужно некоторое время в жизни и на то, чтобы поагукать, полепетпть, поговорить на «своём языке», поиспользовать простые слова…на всё это нужно время. Ещё 1,5 года назад ребёнок совсем ничего не знал о мире, а сегодня уже умеет столько говорить!
Если у Вас есть серьёзные сомнения относительно речевого развития, то обратитесь к логопеду или неврологу для консультации.
Здравствуйте!Ребенку 2 года и 5 месяцев,говорит много,слоги произносит правильно,но в словах некоторых произносит другие буквы,например:писина поехала(машина),писька летит(птичка).Постоянно исправляем и произносим ему по слогам,он по слогам повторяет правильно,но слово говорит опять по-своему.Как это исправить?
ОтветитьУдалить