Страницы

Сказкотерапия для детей



Коротко: для ребёнка, оказавшегося в трудной ситуации, важно найти пример для подражания. Нравоучения и советы родителей тут не помогут. Зато,если если донести эти советы в форме сказки, их  эффективность сильно возрастёт.

Детям очень нравится слушать различные истории и сказки. Это понятно, ведь они ещё не умеют получать информацию "взрослыми способами": путём чтения, посещения библиотек, дополнительного обучения и консультаций у специалистов. Всё это пока ещё недоступно. Основным способом познания мира на данном этапе является только собственный опыт, ответы на вопросы (а их ещё нужно научиться задавать), игры и информация из доступных источников -  поведения окружающих, мультфильмов, фильмов, сказок.

Одним из основных способов познания мира и приобретения практических навыков является подражание. Вспомните, как ваш ребёнок любит подражать вашим действиям, например, во время уборки квартиры, или во время сервировки стола. Дети подражают не только нам, родителям, но и другим людям: детям на улице, персонажам мультфильмов, значимым для них людям. Подражание - это очень эффективный способ "примерить" на себя те действия, которые совершает другой человек и, если эффект понравится, "добавить" эти новые действия к своим уже сложившимся привычкам. Когда ребёнок слушает сказку, он анализирует мысли и поступки её персонажей. Часть из этих новых для ребёнка действий и поступков он, возможно, захочет опробовать на себе.

Получается, что вовремя рассказанная ребёнку сказка на волнующую его тему - это очень хороший инструмент для родителя. Оказавшись в трудной ситуации ребёнок меньше всего ждёт родительских советов и нравоучений, ведь он не видит при этом, как вы эти советы сами применяете в своей жизни. Ребёнок, оказавшись в трудной ситуации ищет хороший пример для подражания. Поэтому лучше всего вложить свои нравоучения и советы в содержание созданной вами сказки. Пусть ребёнок найдёт в главном герое сказки так нужный ему пример для подражания. Если с проблемной ситуацией сможет справиться главный герой, сможет справиться и ваш ребёнок (ему в этом поможет опыт, полученный главным героем и желание подражать хорошим примерам).

Подобные сказки для детей - это отличная возможность накопить необходимый для изменений опыт. Слушая сказку дети невольно отождествляют себя с персонажами сказки и, сопереживая им, накапливают  необходимый опыт. Получается, что ребёнок как будто побывал в этой ситуации. Согласитесь, большая разница: выслушать очередное нравоучение от взрослого или пережить на собственном опыте ситуацию и сделать свои собственные выводы. В каком случае больше шансов на то, что ребёнок применит в реальной жизни полученные знания?

Итак, получается, что для эффективной помощи ребёнку нужно просто в нужное время рассказать нужную сказку. Или серию сказок. Эти сказки лучше всего придумывать самостоятельно, но можно использовать и любые другие общеизвестные, но в этом случае их следует адаптировать под вашего ребёнка. Сказки можно придумывать заранее, а можно сочинять на ходу, прямо во время расскпаза ребёнку. В этом случае у вас появляется хорошая возможность изменять сказку, основываясь на комментариях вашего ребёнка.

Подобные сказки несут, кроме познавательной, ещё и успокаивающую функцию. Из сказки ребёнок узнаёт, что он не одинок в своих проблемах и переживаниях. Есть и другие, кто испытывает аналогичные затруднения. А раз с этим сталкиваются многие, значит это не что-то из ряда вон выходящее. Раз с этим кто-то смог справиться, значит это не безвыходная ситуация!


Алгоритм создания сказки

  1. Поймите проблему ребёнка. Попробуйте взглянуть на неё глазами ребёнка. Представляя проблему, старайтесь использовать те же слова, что и ваш ребёнок
  2. Подумайте, какие мысли и решения вы хотите донести до вашего ребёнка
  3. Создайте главного персонажа сказки по подобию вашего ребёнка. Похожее имя. Похожая жизненная ситуация. Похожая проблема. Те же надежды. 
  4. Начинать сказку стоит с представления главного героя
  5. Рассказывая о страхах, тревогах и проблемах главного героя (а на самом деле вашего ребёнка), нужно упомянуть и его сильные стороны
  6. После представления главного героя стоит переходить к описанию проблемной ситуации
  7. В ходе рассказа главный персонаж должен справиться с проблемой (Основной вывод, который должен сделать ребёнок - "Раз он, похожий на меня, смог справиться, значит и я смогу")
  8. Мораль сказки должна быть хорошо понятна ребёнку и логично вытекать из содержания сказки


 Полезные рекомендации

  • Используйте простые слова и больше простых предложений
  • Иногда имеет смысл построить сюжет таким образом, чтобы у главного героя не сразу получилось разрешить проблему. Например, это может получиться со второй или третьей попытки. Это поможет ребёнку убедиться в полезности настойчивости и целеустремлённости. Знание того, что и у главного героя не всё получилось с первого раза поможет легче перенести неудачу во время собственной попытки, ведь не всё получается сделать сразу.
  • Длительность рассказа определяется уровнем развития внимания вашего ребёнка
  • Больше юмора
  • Если рассказ ребёнку не интересен или ему скучно, то нужно его переработать: изменить сценарий, доработать персонажей
  • Если вы не уверены в дальнейшем развитии сюжета рассказа, спросите ребёнка. Для этого подходят такие вопросы: "Как ты думаешь, а что дальше сделал <имя персонажа>?" или "И что он там увидел?". Не переживайте, если ребёнок ответит "Не знаю", предложите ему отгадать\предположить ответ на вопрос
  • Не останавливайте ребёнка, когда он хочет вставить свой комментарий. Такие реплики детей - бесценная информация для понимания внутреннего мира ребёнка
  • Отвечайте на вопросы детей максимально просто и понятно. Если не знаете, что ответить, переадресуйте обратно вопрос ребёнка. Вам помогут такие реплики: "А что ты думаешь?" или "А как бы поступил ты?" 
  • Делайте разные счастливые финалы для разных сказок. Это подчеркнёт уникальность каждой сказки
  • Не пытайтесь сделать свою сказку идеальной. Уверен, детям она понравится и в "черновом" варианте
  • Будьте открытыми и искренними
Если вам понравилась эта тема, и вы хотите узнать больше информации, то рекомендую приобрести книги "Сказкотерапия детских проблем" (Р. М. Ткач) и "Жила-была девочка, похожая на тебя... (Дорис Бретт)". В этих книгах вы найдёте теорию сказкотерапии и много примеров сказок на самые разные темы.

 Расскажите о своём опыте создания сказок в комментариях к этому сообщению.



Автор: психолог Роман Левыкин
консультация психолога Санкт-Петербург




39 комментариев:

  1. По-моему, отличное решение проблемы. Будем пробовать :) Единственно, не перерастет ли потом "жизнь в сказке" в неадекватное восприятие реального мира? Просто у меня дочь часто подражает любимым героям из мультфильмов и меня это немного настораживает.

    ОтветитьУдалить
  2. Для ребёнка подражание героям сказок\книг и мультфильмов - это нормально. Таким образом дети пытаются примерить на себя эти роли. Почувствовать их. Это такой способ получения знаний.

    Со временем, ребёнок всё лучше и лучше умеет отличать реальность от вымысла. Со временем дети понимают, что, например, Дед Мороз - это вымышленный персонаж.
    Однако при расстройствах психики действительно может быть нарушено восприятие реальности и вымысла. Но это при тяжёлых расстройствах психики. При нормальном развитии человек отличает вымышленный мир от реального.

    ОтветитьУдалить
  3. а моя дочурка еще маленькая (1,10) и мне кажется не сможет услышать что я хочу донести до нее. Вот мультик она смотрит, а когда книжку читаю не любит, сразу начинает закрывать. Любит только картинки разглядывать. как мне ей помочь?

    ОтветитьУдалить
  4. Тогда сказкотерапию использовать рано. Остаётся стараться объяснять, проговаривать и использовать техники активного слушания.
    Много практических рекомендаций по разным вопросам воспитания есть в книге "Хорошо вести нельзя капризничать". Многие из рекомендаций подходят для 1-2 летних детей

    ОтветитьУдалить
  5. Моему сыну 2 года и 3 месяца уже 7 день ходим в садик, первые дня три оставляла на 2 часа приходила забирать он плакал воспитательница сказала что только что начал и все 2 часа плакал только если кто-то начинал плакать, потом начал плакать только когда шли в садик когда отдавала его воспитательнице он сразу начинал кричать но как только закрывалась дверь сразу замолкал.Решили оставлять его на 3 часа (что бы он ходил с детками гулять на улицу) Сегодня когда я его привела мне сказали что он оказывается все эти дни (кроме первых трех)просто ложиться на детскую игрушечную кроватку и лежит когда он идут гулять на улицу он практически спит его будят, на улице гулять и с другими детками и с игрушками. Но и все эти дни он ничего не ест в начали попытался и все отказался. Дома кушает сам и ночью высыпается и спит нормально. Подскажите пожалуйста как помочь в данной ситуации ребенку? и хочу еще отметить что про садик он говорить вообще не хочет.

    ОтветитьУдалить
  6. И дома он может так себя вести если обиделся (он просто берет свою подушку и ложится куда угодно, полежит тик минут 30 и все, подходит сам и начинает обниматься)

    ОтветитьУдалить
  7. На адаптацию к садику уходит несколько месяцев (минимум), так что "неприятности" будут продолжаться.

    У сказкотерапии есть близкий друг - кукольная терапия. Можно купить куклы, которые надеваются на руку взрослого (часто это лесные звери). Далее эти куклы нужно познакомить с ребёнком. Пусть они станут друзьями. А там, в процессе разговоров, можно проработать отношение ребёнка к садику

    ОтветитьУдалить
  8. А что делать если ребенок не любит когда ему читают? И не хочет?

    ОтветитьУдалить
  9. В этом случае лучше не навязывать чтение. Попробуйте через некоторое время с другой книгой или попробуйте изменить форму организации процесса.

    ОтветитьУдалить
  10. Роман, добрый день. Меня зовут Екатерина. Спасибо за ваши статьи и советы. Дочке 2 г 9 мес, месяц ходим в сад. Сказки любит, много читаем, разговаривает хорошо, диалог поддерживает. По подобию сказок Д. Бретт я сочинила сказку про девочку, которая пошла в сад, про то, как ей было в начале плохо без мамы, как она скучала и в итоге ей там понравилось и т.д. Конкретно, меня беспокоит то, что дочка буквально не отходит от воспитателя до сих пор, ни руки другому ребенку помыть нельзя, ни переодеть никого. Плачет даже если воспитатель в поле зрения, но не рядом. Мне кажется, у нее какая то тревога. Помогите придумать положительный финал сказки про девочку, которая так же боялась отойти от воспитателя) еще мы не писяем в садике и кушаем очень и очень плохо. Что с этим делать? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте.
    2 года и 9 месяцев - это ещё не самый большой человек, поэтому от него трудно требовать "всего и сразу": и от воспитателя отходить и кушать и спать и писать... На всё это нужно определённое время. Ребёнок не может сразу освоить все эти сферы. Поэтому на адаптацию к садику часто уходит от 3 до 6 месяцев. Иногда и более.
    Помочь своему ребёнку можно при помощи сказок, при помощи поддержки, при помощи налаживания общения в семье (как между мужем и женой, так и между каждым из родителей и ребёнком).
    По поводу финала для сказки. Тут стоит подумать о зависимости. Если сейчас дочка в садике зависит от воспитательницы, то стоит задуматься о том, на что заменить эту зависимость. Например, её можно заменить на зависимость от себя, самоподдержку другими словами. А воспитательницу можно оставить как важного персонажа (это действительно так), но от этого персонажа можно иногда отвернуться, например, для того чтобы поиграть в игрушки.
    Важно ещё с чем связана такая зависимость? Может ваша дочка не чувствует себя в безопасности в садике и ищет поддержку у воспитательницы? Тогда имеет смысл работать на темой безопасности в садике.
    Поисследовать, с чем это связано можно при помощи вопросов в сказке. Например, можно так спросить: "Смотри, это Петя, сегодня он в садике, он всё время стоит около воспитательницы. Как ты думаешь, почему он от неё не отходит?". По ответу ребёнка можно судить о сути конфликта.

    ОтветитьУдалить
  12. Добрый день! Моему сыну 4 года он ходит в садик 2,5 лет и ходил в группу адаптации, в 3 годика он заболел и не ходил в садик 5 месяцев, сейчас ходит не охотно и болеем часто из трех месяцев проходили где-то 1,5 месяца. Воспитательница говорит что все время играет только один, не выполняет задания на занятиях, не отвечает на вопросы. В садик заходим со слезами и просто его боимся. Домы начали заниматся сами, развиваем речь, занимаемся теми упражнениями, которые он должен делать в саду, дома он их делает но из-под палки, либо подкупом. Что делать как быть?

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте.
    По вашему сообщения трудно сориентироваться в истинных причинах того, что ребёнок так себя ведёт. Думаю, лучше всего будет вам обратиться лично (т.е. не онлайн) к психологу для получения консультации по этому поводу. На такой встрече у вас будет возможность задать волнующие вас вопросы и совместно с психологом пересмотреть свой стиль воспитания

    ОтветитьУдалить
  14. Дочке 3 года ,ходим в садик пол года но по одной или в недельки в месяц и на больничный),не разу не ела в саду ,забираю в час потому-что боюсь что голодная .Как приучить кушать в садике она даже за стол не садится.

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте.
    Во-первых можно попробовать обсудить эту тему через сказки или через игру с куклами.
    Во-вторых, стоит подумать, может ваша дочка не хочет завтракать в садике, так как она сыта? А с обеда её забирают.
    В-третьих, проблемы с питанием для неё - это способ раньше оказаться дома.

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте.
    Привожу в 8 забираю в час дня а вчера впервые осталась спать с 8 утра и до 16,30 ничего не ела,протестует не хочет даже садиться с детьми.Ходим с сентября 13 года (как ходим)) неделя или 2 в месяц потом болела и были 2 месяца в отпуске).Спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить
  17. Добрый день Роман!Прошу вашей помощи, отдала дочь в сад ей 3.3 годика, ходит третий день. слезы, истерика, моя ошибка что я ее уже на второй день оставила на целый день.Так как у меня такая работа и нет времени.Сегодня ночью она плохо спала, плакала, утром вообще истерика.ничего нехочет слышать про садик, что мне делать помогите.Как оставлю ее еду и плачу.Коллеги говорят пройдут а я уже неверю.

    ОтветитьУдалить
  18. В это время ваша дочь нуждается в вашей поддержке.
    Вы можете поговорить с ней об этом, о том почему она не хочет в детский сад. Признайте её чувства. Поддержите её. Затем вы можете объяснить ей ситуацию и донести, что пойти в сад необходимо.
    Если есть возможность, то лучше приучать к садику постепенно.

    ОтветитьУдалить
  19. Здравствуйте, Роман! В продолжение темы адаптация к детскому саду. Дочке 3,5 года. До 2 лет справлялись с папой самостоятельно, потом появилась няня - очень добрый и опытный человек, которая хорошо влияла на ребенка, помогая нам в развитии дочки. Я даже немного ревновала, когда мне ребенок заявлял после активных выходных, проведенных вместе, что с Милой все равно интереснее, чем с тобой, потом видя, что я в недоумении, успокаивала меня :) Все было хорошо, но чувствовался недостаток общения с детьми, на развивалках 2 раза в неделю по часу общения было явно не достаточно. Ребенок хотел к детям. Стала задавать вопросы, почему я не хожу в детский сад. После разговоров на эту тему согласилась поменять няню на сад с детками. В обычный сад попасть у нас не получилось, пошли в платный с ориентацией на раннее развитие в духе "После трех уже поздно". Сад переходящий в школу, с гос. аккредитацией. 4 дня ходила охотно, на удивление вставала сама! в 7 утра, чего ранее вообще не случалось, хорошо кушала и спала днем. Дочке нравилось в саду, хоть и уставала от объема информации ( в один день у них были и английский, и танцы, и математика) Ошибкой было с нашей стороны на таком позитиве оставить ее практически сразу на полный день в саду. Учитывая, что в группе дети на год старше, (7 человек и индивид подход), большой объем информации и масса новых впечатлений, к выходным нас ждал в моем понимании -нервный срыв, - кризис 3 лет или адаптация к детскому саду в полном объеме. Выражалось это в истериках на людях и дома по любому поводу - не дали планшет, не взяли на руки и т.п. Чего ранее не случалось вообще и как оказалось, мы сами не были к такому готовы. Начались трения с папой о подходах к воспитанию. В моей голове стали появляться мысли о смене сада, возврата няни и т.п. Папа был против. В понедельник проснулись с насморком и кашлем, (возможно после посещения бассейна), неделю сидим дома, по очереди с папой )) ребенок говорит, что в сад не пойдет, а лучше будет с няней. Истерик стало намного меньше, причем их вообще нет, когда она целый день с папой. Понимаю, что вопрос ко мне и о границах дозволенного. Но как понять ту грань - манипулирует ли ребенок мною или действительно нагрузка не по возрасту? Отказа категоричного от сада еще нет, стоит ли проявлять жесткость и как реагировать на истерики, как при кризисе 3 лет? проговаривая чувства дочери? Няня считает, что лучше продолжать ходить в сад, раз у Софии началась новая другая жизнь. Если делать перерыв в посещении дет сада, каким он должен быть по продолжительности? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте.
    Мне сложно дать какой-либо комментарий в режиме онлайн. Дело в том, что те вопросы, что вы поднимаете, не имеют единственного и правильного ответа.
    По вашему письму видно, что вы сталкиваетесь с трудностями выбора стратегии воспитания и выбора образовательного маршрута для ребёнка. Вы имеете некоторые вопросы относительно определения границ дозволенного. К сожалению, а может и к счастью, ответы на эти вопросы индивидуальны в каждом конкретном случае. И задача психолога - помочь вам сделать свой осознанный выбор. И вот такого рода помощь мне трудно оказать в режиме онлайн. Для этого нужна реальная встреча.
    Поэтому я рекомендую вам обратиться к психологу или психотерапевту в вашем городе и поработать с ним над этими вопросами при личной встрече.

    ОтветитьУдалить
  21. как приучить ребёнка кушать в садике?нам 2.9, ходим с удовольствием уже неделю

    ОтветитьУдалить
  22. Можно попробовать через игры с куклами. Можно устроить детский сад для кукол и зверей. Затем в игровой форме вы можете сказать "Сейчас в садике будет обед. Смотри, все животные кушают, а слонёнок отказывается. Как ты думаешь, почему?". По ответу ребёнка можно судить о том, какая причина лежит в его нежелании есть в садике. Затем в этой игре попробуйте найти решение проблемы.
    Может вам поможет вот эта статья: http://deti.zazzy.ru/2012/11/blog-post_9095.html

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте Роман. Помогите разобраться в сложившейся ситуации. У меня ребенок с особенностями развития. Что точно повлияло неизвестно. Были сложные роды, асфиксия, но не долго. По неврологии по началу все было отлично, но как итог в 3 года 8 месяцев имеется задержка развития речи (ставят ОНР между 1 и второй степенью). На данный момент ситуация такая, ребенок ходит в сад на пол дня. Там не капризничает, идет без слез, папа отводит, елси бы отводила я, то не знаю. В саду воспитательница говорит, что много приходится заставлять делать. К примеру чтобы сама подтянула штаны после горшка (т.к. ей уже 3г 8 месяцев), сама ела ложкай, чтобы на занятиях делала как надо, тоже приходится стоять над ней. Когда я прихожу ее забирать, часто настроение у нее на грани исте
    рики. Имеется ввиду, что как только я ее пытаюсь к примеру что-то принудить делать, к примеру одеться, чтобы пойти домой, сразу истерика. На все мои уговоры слышно только слово НЕТ. Дома тоже самое, постоянно слово НЕТ и если что-то сделаешь не так как она хочет или к примеру заставишь пойти поесть или вымыть руки, потому что грязные, то сразу слезы. Вначале я говорю спокойно к примеру пошли руки помоем, она мне НЕТ, я ей еще раза 2 повторяю, а потмо беру ее за руку и сама веду в ванну. При этом ребенок начинает плакать, что вот я ее заставила. И такое поведение у нас каждый день после сада, если в сад не ходим, немного спокойнее, но тоже достаточно часто в ответ слышится НЕТ, и только все должно быть как она хочет. Такая ситуация со словом НЕТ началась примерно с 3 лет, а вообще истерики и протестное поведение наверное с 1,5, как мне кажется. В общем я уже не знаю как наладить контакт с собственным ребенком, а очень хочется спокойного общения. Может Вы поможете?

    ОтветитьУдалить
  24. Добрый день.
    Самый хороший вариант в подобной ситуации - обратиться к детскому психологу и на личных консультациях разбирать детально те ситуации, где возникают конфликты.
    Возможно, Ваша дочь сталкивается с проявлениями кризиса 3 лет (подробнее: http://deti.zazzy.ru/2011/04/3.html). В этот период ребёнку важно исследовать границы дозволенного и получить отклик на себя (то есть ребёнку в этом возрасте важно не только ощущать себя как индивидуальную и неповторимую личность со своими собственными взглядами и желаниями, но и чтобы окружающие это видели, признавали и уважали). В вашем письме часто повторяются слова "заставлять" и "принуждать". Может эти моменты взаимодействия и являются теми факторами, что усиливают протестное поведение? Поэтому эти ситуации полезно обсудить с психологом при личном приёме.

    ОтветитьУдалить