Theme Preview Rss

Игры с куклами для приучения ребёнка к садику

Мои статьи о приучении детей к садику вызвали большое количество комментариев. Однако  изложенных в них рекомендаций часто оказывается мало. Период адаптации ребенка к садику действительно очень сложный и важный этап и порой следует прибегать к дополнительным возможностям смягчить этот этап чтобы сделать дальнейшее прибывание ребенка в саду  приятным и продуктивным времяпровождением. Для этого отлично подходит сказкотерапия , однако это вариант не для малышей (сказкотератия будет актуальнее, скажем, от трёх лет). Что же делать родителям, у которых ребёнку один или два года, он отказывается идти в ясли-сад, а сказкотерапия ещё неэффективна?

В таких ситуациях можно попробовать кукольную терапию. Для этого подхода нам понадобятся куклы, которые надеваются на руку, как правило, они изображают животных или других сказочных персонажей. У таких кукол есть большое преимущество - они оживают в глазах ребенка, могут стать для них почти реальными друзьями, с которыми можно поговорить,  вместе поиграть, узнать что-то новое и просто хорошо провести время. Так это видит ребенок.

Что же полезного можно получить таким образом? Очень многое. Став ребенку другом, который говорит и слушает, игрушка вызывает доверие ребенка к этому персонажу, он знает, что этот медвежонок или зайчик его поймет, окажет поддержку, вместе взгрустнет тогда, когда грустно и своим примером покажет все то хорошее, что еще не увидел сам ребенок. Даже если ребенок еще не умеет говорить - ничего страшного, он уже многое понимает, старайтесь правильно озвучивать его чувства, не приукрашивая и продолжайте "беседу".

Пошаговая инструкция для первого занятия:



  1. Наденьте на руки две игрушки (в процессе занятия персонажи будут еще разговаривать между собой)
  2. Подойдите к ребёнку и скажите, что сейчас вы его познакомите с новыми друзьями
  3. Поднимите первую игрушку и скажите: "Привет, меня зовут ..."
  4. Поднимите вторую игрушку и скажите: "Привет, а меня зовут ..."
  5. Пусть одна из игрушек расскажет о том, где они живут, например, в сказочном лесу, и чем они там занимаются (общаются с друзьями, ходят в детский сад, собирают ягоды и т.д.)
  6. Куклы переходят к активному общению с ребёнком. Они знакомятся, задавая вопросы ("Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "Как зовут твою маму? Папу?", "Где ты живёшь?" и т.п.).
  7. В какой-то момент куклы задают ребёнку вопрос: "А ты в садик ходишь?". После положительного ответа, кулклы радостно восклицают: "Вот здорово! Мы тоже ходим в садик. Нам это очень нравится. Мы в садике узнаём много нового, общаемся, играем в игрушки, кушаем и спим, а тебе в садике нравится?".

Далее разговор стоит развивать в зависимости от ответов. Важно не переубеждать ребёнка. Он может чувствовать то, что чувствует. Что-то ему в садике может нравится, а что-то - нет. Это нормально. В ситуациях, когда ответ ребёнка не соответствует вашим желаниям (например, когда он говорит, что в садике ему не нравится) куклы могут либо задать уточняющие вопросы (а почему тебе не нравится в садике? Тебе не нравится еда? Тебе не нравятся другие дети? ...), либо рассказать, как они относятся к садику ("Жаль, что тебе не нравится садик, а мы его очень любим, особенно нам нравится, когда (тут назовите то, что и вашему ребёнку нравится в садике)").

Если разговор не строится (ребенок еще не умеет говорить или говорит только отдельные слова), пусть говорят в основном куклы, пусть прося ребенка показать свое отношение к какому-то событию или человеку мимикой - улыбкой или грустным лицом. Можно попросить не рассказать, а показать, что было в садике. Пусть ребенок покажет, как они сели за стол и ели суп.

Ни в коем случае не давите на ребенка, куклам не стоит употреблять слова долженствования  когда речь идет об эмоциях ребенка ("Тебе НАДО любить садик"). Вместо этого кукла может рассказать, что ей тоже сначала было грустно (кукла тоже не обязательно должна сразу любить все, что связано с садиком), но потом она стала общаться и играть с другими детьми и ей это очень понравилось и стало весело.

Разговор важно построить позитивным, доброжелательным и добровольным. Не стоит его начинать, когда ребёнок этого не хочет. В процессе разговора с ребёнком полезно представлять раскачивающийся маятник. Он вам будет напоминать о том, что в разговоре стоит как концентрировать внимание на ребёнке, так и на кукле. И в фокусе разговора должен быть то ребёнок, то кукла.

Не пытайтесь уже в первом разговоре проработать все проблемы ребёнка. Первый разговор лучше вообще построить диагностическим. Попробуйте для начала потренироваться с куклами и прощупать основные проблемные зоны, которые мешают ребёнку привыкнуть к садику.

Как строить другие занятия


Все последующие разговоры стройте по похожему принципу: сделайте введение, процедуру приветствия, процесс обмена новостями, далее переходите к одной проблемной зоне и рассказывайте, как куклы решают эту проблему (именно решают, а не избегают или просто думают о ней иначе). После проработки проблемной темы ещё немного поговорите с ребёнком, позадавайте вопросы и т.п. Затем переходите к прощанию. Возможно, ребёнок захочет пообщаться с куклами ещё,- смотрите сами, если ребёнок ещё не сильно устал, пусть пообщается с куклами ещё.

Такие встречи кукол с ребёнком стоит проводить несколько раз в день. Можно делать первую встречу утром перед садиком. Куклы могут в этом разговоре рассказать о том, что они собираются в садик и договориться с ребёнком о том, что он тоже пойдёт в садик, а по возвращении расскажет им, что у него было в садике. Это поможет создать позитивный настрой. После возвращения ребёнка из садика снова устройте разговор с куклами. Пусть они теперь обменяются новостями, пусть ребёнок расскажет, что было, что понравилось, а куклы могут рассказать о том, как они провели свой день в садике.

С куклами дома можно не только вести разговоры, но и играть. Например, куклы могут предложить ребёнку поиграть дома в садик. В этой игре нужно постараться воссоздать основные события в садике. Игру лучше построить по следующей схеме:

  1. Воссоздаёте событие, к которому ребёнок относится хорошо 
  2. Воссоздаёте событие, с которым у ребёнка есть проблемы 
  3. Воссоздаёте событие, к которому ребёнок относится хорошо. 

Игра по такой схеме поможет начать и закончить с позитивным настроем.

Некоторые общие рекомендации


  • Старайтесь делать такие занятия, когда у вас хорошее настроение.
  • Не принуждайте ребёнка к определенным эмоциям или к определённому отношению к каким-то вопросам
  • Не давите на ребенка
  • Не переубеждайте его
  • Начинайте и заканчивайте на позитиве (проработку проблемных моментов делайте в середине занятия)
  • Куклам стоит восхищаться достижениями ребёнка в садике, радоваться если он что-то научился делать
  • Используйте небольшие ритуалы, т. е. какие-то стандартные последовательности действий (например, ритуал приветствия: 1. Кукла говорит "привет" 2. Кукла пожимает руку ребёнку 3. Кукла просит ребёнка дать ей пять :). Такой ритуал можно повторять при каждой новой встрече. Вскоре ребёнок его выучит и будет с нетерпением ожидать)
  • Используйте простые предложения. Всё, что вы говорите должно быть хорошо понятно ребёнку
  • Иногда можно строить беседу, в которой кукла рассказывает ребёнку, как она справлялась с такой же проблемой, что и у ребёнка. В таком случае ребёнок понимает три важные вещи. 1. Эта проблема может быть и у других. 2. Эта проблема имеет решение 2. Решить эту проблему можно, например, таким способом (которым воспользовалась кукла).
  • Возможно, ребёнок тоже захочет надеть куклу, для этого желательно иметь ещё 1-2 куклы для него

Примеры кукол для занятий кукольной терапией

Если вам нужна дополнительная информация, для начала занятий, можно прочитать мою статью о сказкотерапии. Многие рекомендации, изложенные в ней, будут полезны и при построении занятий с куклами


Автор статьи психолог Роман Левыкин (консультация психолога в спб)


3 коммент.:

АННА комментирует...

очень интересно!обязательно попробую!

Анонимно комментирует...

а в 3 годика можно использовать кукольную терапию? или она эффективна только для малышей

Роман Левыкин комментирует...

Работа с куклами бывает эффективна и при работе со взрослыми людьми. Возрастных ограничений нет.

Отправка комментария

Будьте в курсе новых материалов

Для этого подпишитесь на мою страницу в Google+. Там я публикую информацию о новых статьях, интересных книгах и прочих интересностях