Я написал целую серию статей, в которых описал развитие ребёнка по месяцам до года. Но на этом не остановился и написал продолжение, в котором описал развитие на втором году жизни.
Что должен уметь ребёнок в 1 месяц?
Что должен уметь ребёнок в 2 месяца?
Что должен уметь ребёнок в 3 месяца?
Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?
Что должен уметь ребёнок в 5 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 7 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 8 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев (1 год)?
Календарь от года до двух лет:
Что должен уметь ребёнок в 1,5 года (18 месяцев)?
Что должен уметь ребёнок в 2 года?
Итак, календарь развития ребёнка по месяцам:
Календарь до года:Что должен уметь ребёнок в 1 месяц?
Что должен уметь ребёнок в 2 месяца?
Что должен уметь ребёнок в 3 месяца?
Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?
Что должен уметь ребёнок в 5 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 7 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 8 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев?
Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев (1 год)?
Календарь от года до двух лет:
Что должен уметь ребёнок в 1,5 года (18 месяцев)?
Что должен уметь ребёнок в 2 года?
В представленных статьях даётся обзор основных умений ребёнка в определёном возрасте (физическое, психологическое и социальное развитие). Отдельно в каждой статье даётся обзор игрушек, которые могут быть использованы для построения развивающих занятий.
Календарь развития, когда он разбит по месяцам, оказывается слишком детализированным, чтобы увидеть целостную картину первого года развития. Сейчас я постараюсь её обрисовать.
Календарь развития ребёнка до года. Общий взгляд
Кризис рождения оказывает большое влияние на человека. Психологи до сих пор спорят о степени этого влияния. Представьте, ещё вчера ребёнок находился внутри матери. Он от неё зависел так сильно, что часть процессов его жизнедеятельности выполнялась мамой. Но вот наступает процесс рождения. Он заставляет ребёнка перейти от прошлого состояния (которое уже не вернуть) к новому, гораздо более самостоятельному. Теперь ребёнок сам должен обеспечивать свои процессы жизнедеятельности. Конечно, ребёнок по-прежнему сильно зависит от матери.
В первые дни после рождения мозг ребёнка ещё не умеет обрабатывать информацию, которая поступает от анализаторов. Получается странная картина: ребёнок глазами видит, но отдельные предметы ещё не выделяет. Процесс освоения информации от анализаторов будет активно совершенствоваться в ближайшие месяцы. Похожая картина происходит и с двигательными функциями. В начале ребёнок не сможет осознанно двигать руками и ногами, но от месяца к месяцу это будет у него получаться всё лучше и лучше.
Эти процессы будут занимать доминирующую позицию на всём первом году жизни ребёнка. Затем наступит новый кризис, и он даст новый стимул к развитию.
В какой-то момент ребёнок научится ходить. Это и будет означать старт нового кризиса (кризис 1 года). Далее развитие пойдёт по следующей схеме: прямохождение откроет для ребёнка вертикальный мир (до этого он ползал, поэтому его мир можно было назвать горизонтальным), что потребует от ребёнка как-то в нём ориентироваться, запоминать расположение вещей, исследовать. Это даст большой толчок к развитию мозга. С другой стороны прямохождение освободит у ребёнка две руки! Теперь их удобно использовать для манипулирования предметами (можно даже перемещаться с ними!). Освободившиеся руки будут способствовать развитию мозга и речи. Развитие речи тесно связано с развитием моторики рук.
Получается, что если глобально посмотреть на календарь развития ребёнка на первом году жизни, то мы увидим развитие анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание), начало самостоятельного передвижения (ползание), начало прямохождения и развитие речевых навыков (к одному году ребёнок может произносить односложные слова, например, "баба, "мама", "папа").
На первом году жизни формируется отношение ребёнка к миру. Речь идёт о базовом доверии или не доверии к миру. Эта установка будет с ребёнком всю его жизнь (конечно, её можно изменить в будущем, но всё же проще всего это сделать на первом году жизни). Для формирования доверия к миру ребёнку нужно показать, что мир безопасен (нет угрозы здоровью, мама рядом и т.д.), в нём есть необходимые для жизни ресурсы (еда, защита от непогоды и т.д.). Рано или поздно ребёнок начнёт проявлять самостоятельность. Поддержка и ободрение родителей окажутся полезными помощниками.
Не пропустите новые статьи, обзоры книг и специальные предложения на психологические услуги! Присоединяйтесь к моей группе Вконтакте!
Не пропустите новые статьи, обзоры книг и специальные предложения на психологические услуги! Присоединяйтесь к моей группе Вконтакте!
0 коммент.:
Отправить комментарий