Развитие речи у ребенка - исключительно важный процесс, отнимающий значительную часть ресурсов мозга ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Встав на 2 ноги, научившись ходить, ребенок начинает интенсивнее интересоваться окружающей его обстановкой. Мозг, выполнив задачу освоения ходьбы, освобождает место для новых задач, связанных с более детальным изучением мира вокруг. Мышление начинает систематизировать, дифференцировать, сравнивать. Позже - искать всему этому объяснения. Хорошей подмогой в этой работе мозга становятся названия предметов, явлений и действий. Они обозначают предмет и снижают риск запутаться или перепутать две схоже вещи - например ложку и поварешку. Таким образом для ребенка, который учится говорить невозможно разделить по степени важности сам практический опыт и развитие речи. Чтобы было слово, нужно чтобы было видно и то, что это слово значит. "Дождь" для ребенка, который не видел дождь - лишь звуки. Однако, если ребенок знает, что "идет дождь", мышление начинает свои работу: анализирует и делает выводы. Т. е развивать речь ребенка безусловно нужно одновременно с расширением его опыта.
Вот основные направления для работы с ребенком при развитии речи:
- Расширение опыта
- Работа над поинманием речи
- Работа над мотивацией к речи
- Работа над произношением
Расширение опыта
- Выберите несколько маршрутов прогулок, сделайте их узнаваемыми для ребенка, рассказывайте во время прогулок обо всем, что видите и что происходит. Однако если видите, что ребенок устал и не слушает, дайте ему отдохнуть в тишине, пусть сам посмотрит на происходящее, возможно у него возникнут некоторые вопросы. Иногда именно избыток информации может тормозить желание ребенка самому чем-то заинтересоваться Главное здесь не переусердствовать и соблюсти баланс - информации должно быть столько, сколько он может воспринять. Со временем места прогулок станут привычными и ребенок сам начнет называть то, что вы видите. Теперь вы можете задать несколько вопросов. (А это дерево высокое? А где куст шиповника? А что это за здание?)
- Больше трогайте разные по типу поверхности. Называйте названия этих поверхностей ребёнку. Описывайте их характеристики (шершавая, гладкая, твёрдая, мягкая)
- Больше слушайте разные звуки. Песни, гаммы, звуки природы. Предлагайте ребёнку повторять эти звуки
- Больше смотрите и наблюдайте вместе с ребёнком. Что это за дерево? А что там на небе? А что там вдалеке? Давай рассмотрим этот листик, что ты видишь? Посмотри, это звёзды, а это луна и т.п.
- Развивайте мелкую моторику ребенка. Как ни странно, она неразрывно связанна с речью. Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше это для развития речи. Пусть ребенок под вашим присмотром поиграет в конструкторы с мелкими деталями. Дайте ему миску с фасолью или горохом - пусть перекладывает их из одной миски в другую. Попробуйте первые мозайки. Пусть потренируется брать бусинки и нанизывать их на шнурок. Используйте игры-шнуровки. Применяйте пальчиковые игры
- Посещение зоопарков, музеев, парков и других мест будет рождать все новый опыт, а это ребенку поможет видеть все новые ситуации, которые мозг будет обрабатывать с большей эффективностью, если всему этому будет дано название. Ребенок скорее запомнит, что обезьяны любят бананы если увидит обезьянку, которая сидит на ветку и чистит банан, нежели сначала увидит картинку или фильм об этом. А вот после, уже по книжке, можно закрепить полученные знания о животных. Живые примеры в зоопарке и яркие эмоции, которые ребенок получает от увиденного заставляют память работать лучше в том числе и на запоминание речи.
- Читайте книги и рассматривайте картинки вместе с ребенком. Пусть покажет человека, который идет, мальчика, который пишет, картинку, где светит солнце. Пусть назовёт то, что он видит на картинке
- Время от времени повторяйте несложные стихи, скоро ребенок начнет повторять, потом говорить за вас несколько слов из стихотворения - сначала рифмующиеся, затем другие.
- Пойте и ставьте ребенку песни с понятными словами
Работа над пониманием речи
- Как можно больше разговаривайте с ребёнком. Сопровождайте свои фразы жестикуляцией
- Рассказывайте о том, что вы сейчас делаете
- Называйте предметы. Называйте имена людей
- Пойте, читайте стихи и книжки, комментируйте картинки
- Считайте игрушки, дома, людей
- Чаще спрашивайте мнение ребёнка
- Озвучивайте чувства ребенка если вы точно знаете, что именно он сейчас чувствует ("Ты расстроился", "ты очень рад" и т.д)
- Спрашивайте у ребенка о том, что он уже знает.
Работа над мотивацией к речи
- Не спешите исполнять просьбу ребенка, подождите, может он попросит вас об этом словами (если вы знаете, что он может сказать нужное слово, "помоги", "нарисуй", "книжка" и т. п.)
- Давайте положительную обратную связь, когда ребёнок пробует использовать речь
- Если какое-то слово ребенок произнес особенно четко, предложиите дополнительно поиграть в игры со словами, раз у него так хорошо получается
- Одобряйте любые попытки что-то сказать, даже если это у него не очень получается
- Разговаривайте больше сами
Работа над произношением
- Играйте в "Попугайчика": Вы говорите слоги, ребенок повторяет. Начинайте с одного слога (па, та, ба). Затем соедините два слога (папа, пата, паба, баба). Это необязательно должны быть значимые слова, главное, чтобы слоги различались минимально -одним звуком. Переходите с более сложным сочетаниям тогда, когда ребенок уже освоился с простыми. Более сложные: папаба, папабу, пабабу.
- Произносить длинные слова легче если их разделить на слоги. Можно тренироваться с картинками: Разрежьте картинку с изображением на 2-3-4 части (по количеству слогов). Получится пазл. Например, рисунок с коровой разрежьте на 3 части и собирайте корову, произнося каждый слог по очереди. (кладете первую часть "-ко", вторую "-ро", третью "-ва" )
- Тренируйтесь произносить слова, сначала простые, затем сложные
- Произносите чистоговорки, стихи, просите ребенка повторять
- Разговаривая с ребенком, говорите чётко, громко, внятно и не быстро
- Читайте ребёнку как можно больше
Рекомендации по подбору материалов смотрите в продолжении статьи
Автор статьи психолог Роман Левыкин (консультация психолога в спб)
Автор статьи психолог Роман Левыкин (консультация психолога в спб)
23 коммент.:
Замечательная статья!Спасибо!
Спасибо большое. Получается мы ничем своему ребенку не помогали, а все ждали и нервничали, потому что он не говорит. На прогулах мне казалось мало предметов, которые могут заинтересовать, в итоге, только на кошек, собак и птиц отвлекаемся и их называем...
Очень полезная информация! Спасибо! Моему сыну год и 10 мес. Были проблемы по неврологии из-за преждевременных родов и гипоксии, но двигательного характера (мышечная дистония), интеллект не пострадал, слава Всевышнему! Сейчас бегает, прыгает, взбирается по лесенкам, танцует, узнает героев всех мультиков, книжек. Очень любит музыку! Но говорит очень мало! Деда, держи - (все время это говорит))), баба, дай, ти-ти (телефон), кися мяу, ва-ва (лягушка), аф-аф (собачка)))), пару раз назвал по имени брата - Эльдар (причем даже "Р" выговорил!) - ну вот пока и все! Поем песенки, стараемся читать ему побольше, но он очень активный и подвижный, долгими занятия не бывают - соскакивает и бежит! Как совместить обучение с подвижными играми, пожалуйста, подскажите! Заранее благодарю, Эмма.
Здравствуйте.
В этом возрасте долгое занятие не получится. В среднем, занятие длится 1-2-3 минуты. Лучше не переутомлять. А подвижные игры в этом возрасте - это аналог занятий для ребёнка. Дети сильно развиваются в процессе физических игр не только физически, но и интеллектуально.
В развитии лучше следовать за ребёнком, помогая ему развивать то, к чему сейчас у него интерес.
Здравствуйте, статья очень поучительная, спасибо. Моему сыночку полтора годика, растет в двухязычной среде. Месяцев в 9 начал четко говорить отдельные слова, а теперь болтает много, но на "своем" никому не понятном языке. Может он еще не может определиться на каком языке ему говорить, а может стоит обратиться к специалистам?
Спасибо.
Здравствуйте.
В процессе своего развития дети проходят через стадию "своей" речи.
Если у вас есть сомнения, вы можете обратиться к логопеду. Они хорошо ориентируются в стадиях развития речи и, услышав ребёнка, смогут сказать, к какой стадии относится речь и соответствует ли она возрасту.
Здравствуйте, ребёнку год и десять месяцев,волнует то что он не договаривает слова,может говорить пока ,но говорит ка,нет шипящих букв и буквы Р!чаще говорит на своём,с растоновкой ,эмоциями,но никто не понимает что он нам поведал!стоит беспокоиться?или наладится и мы заговорим нормально
Здравствуйте.
В процессе освоения речи ребёнок проходит через стадию "тарабарского языка". Со временем, звукопроизношение нормализуется.
Узнать, насколько речевое развитие вашего ребёнка соответствует возрастной норме можно обратившись на личный приём к логопеду.
А мы благодаря игрушке «Говорящая ферма» Chicco развиваем речь, воображение, моторику рук. Знакомимся с английским языком, ведь дети дошкольного возраста запоминают английские слова непроизвольно, им не нужен перевод слов и текста, чтобы понимать, о чем речь. Говорящая ферма развивает все чувства ребенка, позволяя ему учиться, играя. Многообразные звуковые и световые эффекты пробуждают в ребенке желание наблюдать, слушать, учится. Говорящая ферма имеет множество развивающих и познавательных функций. Она с легкостью приобщит ребенка к миру музыки и пополнит его знания об окружающем мире. Этот уникальный игровой центр, при своем компактном объеме вместил не только всех жителей фермы, и цифры, но и может похвастаться большим спектром для развития наших чад.
Здравствуйте! Я и муж являемся носителями разных языков. Русского и арабского соответственного. Скажите пожалуйста, не повредит ли ребенку, если мы с ним будем разговаривать на двух этих языках. Не затянет ли процесс обучения речи. Или лучше все-таки сразу обучать одну языку.
Здравствуйте.
Результаты наблюдейний за детьми показывают, что если ребёнок растёт в билингуальной среде (где говорят и на одном и на другом языке), то ребёнок осваивает оба этих языка.
Однако, если супруги говорят на одном языке между собой, а с ребёнком один супруг говорит на одном языке, а второй на другом, то это мешает освоению языка.
Здравствуйте, в статье написано, что мозг сначала выполняет задачу освоения ходьбы. Ребенку год и три, до сих пор не ходит, не стоит самостоятельно, ходит только у опоры и ползает. Недавно начал говорить что-то на своем, особенно когда стоит перед зеркалом. Предметы не называет и не показывает. Как он будет их показывать, если он все время ползком в горизонтальном положении. Невролог сказал, что здоров, но ленится ходить и это может отразится на развитии речи. Так ли это? Я постоянно с ним разговариваю, показываю предметы, он смотрит с итересом, но никак не пытается повторить. Любит читать книжки, сам приносит их ползком.
Здравствуйте.
Каждый ребёнок развивается в своём темпе.
Но прав ли невролог в том, что поздняя ходьба вредит развитию речи? Я где-то читала, что, наоборот, ползание способствует развитию мозга
На развитие речи сказываются очень многие факторы: внутриутробные, как проходили роды, как складываются отношения ребёнка и матери, какой эмоциональный фон в семье, как выстраивается жизнедеятельность ребёнка, как развивается эмоциональная сфера.
Сфера двигательной активности (ползание, ходьба, мелкая моторика) связана с развитием речи. Они идут вместе (смотря что понимать под речью, ведь ребёнок сразу после рождения начинает кричать. Это тоже способ коммуникации).
Большое спасибо за подробный ответ, в общем однозначно сказать нельзя, много факторов
Да, сильно много факторов
Здравствуйте, как ребенка заинтересовать к книжкам, сказкам, нам 2 года и 1 месяц, проблема в том, когда я начинаю читать, сынок отбирает книжку и закидывает в дальний угол, даже свою беру книгу, он все-равно выхватывает и убирает её в сторону, пыталась просто давать ему книгу чтобы он её просто посмотрел, она ему не интересна и все,если рассказываю сказки, то просто закрывает мне рот рукой, а перчаточные куклы отодвигает в сторону... Как быть? Ему интересно бегать на улице, на площадке и смотреть мультики, дома он играет в паровизик машинки и любит смотреть мультики, но стараюсь вообще не включать телевизор в его присутствии... Как же тогда мне развивать с ним речь? Спасибо за внимание, с уважением Екатерина...
Добрый день, Екатерина.
В развитии ребёнка важно прислушиваться к его собственным желаниям и интересам. Дети интуитивно чувствуют, что им сейчас нужно. Если ребёнку не интересно сейчас слушать книгу или смотреть картинки в ней, а интересно поиграть в паровозик, то вы можете поиграть с ним в паровозик. Если вы будете вместе с ним озвучивать паровозик, если вы будете проговаривать происходящее в игре, то это тоже будет развивать речь. Речь развивается в деятельности, а в деятельности, которая интересна, речь развивается быстрее.
Спасибо большое за ответ, будем стараться...)
Здравствуйте! Подскажите, нам 1,6. Сынок очень развит в плане физическом . Все показывает, все понимает. Есть книга по развитию речи, занимаемся с 1,3. Все показывает по ней, и все действия. Но..меня смущает то, что мы мало совсем говорим. Мама, папа, баба. Дай, говорит, когда просит и я прощу его сказать. А-а, это на собаку, типа ав,ав. Ка-ка, Зорина качели кач, кач. Дядя может сказать, но не четко. Няня, мое имя Аня, но надо все это просить . И..он говорит "агу", гу, гу когда бегает и говорит на своем, то произносит это то же. Не постоянно, стал недавно агукать, дня 3. Что делать, меня так смущает это агуканье((
Добрый день.
Речь у ребёнка развивается медленно. Ребёнку нужно некоторое время в жизни и на то, чтобы поагукать, полепетпть, поговорить на «своём языке», поиспользовать простые слова…на всё это нужно время. Ещё 1,5 года назад ребёнок совсем ничего не знал о мире, а сегодня уже умеет столько говорить!
Если у Вас есть серьёзные сомнения относительно речевого развития, то обратитесь к логопеду или неврологу для консультации.
Здравствуйте!Ребенку 2 года и 5 месяцев,говорит много,слоги произносит правильно,но в словах некоторых произносит другие буквы,например:писина поехала(машина),писька летит(птичка).Постоянно исправляем и произносим ему по слогам,он по слогам повторяет правильно,но слово говорит опять по-своему.Как это исправить?
Отправить комментарий