Theme Preview Rss

Кризис 7 лет

В этом возрасте, как и в возрасте 1 и 3 лет, ребёнок неожидано начинает резко меняться. И опять родители говорят, что ребёнка "Как будто подменили".

Заканчивается очередной цикл развития, и происходит очередная переоценка ценностей и потребностей. Если первые два кризиса начинались без явных изменений в окружающей ребёнка среде, то на этот раз существенное изменение имеется - поступление в школу. Таким образом, в этом возрасте ребёнок перестаёт быть дошкольником и становится младшим школьником.

Толчком к запуску этого кризисного периода является группа факторов:

  • Поступление в школу
  • Ребёнок быстро вытягивается в длину
  • Происходит смена зубов
В результате ребёнок оказывается в положении, когда он уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Он уже "не тот, что был раньше", но ещё и не стал "кем-то другим". В этот период ребёнок начинает быстро изменяться. Часто проблема усугубляется ещё тем, что ребёнок ещё до поступления в школу (скажем, в возрасте 5-6 лет) сталкивается со своим огромным желанием учиться в школе. Появляется сильная тяга к знаниям (точнее не к самим знаниям, а к школьному образу жизни), которая в полной мере может быть реализована только в школе. В результате ребёнок продолжает ходить в садик, но стремиться уже в школу, и это приводит к росту нервного напряжения.

Основные проявления кризиса
  • Ребёнок начинает часто капризничать
  • В поведении появляются "искусственные" элементы (т.е. видно, что он специально пытается изменять своё поведение)
  • Ребёнок начинает часто поясничать, дурачиться, "строить из себя клоуна"
  • Начинает дифференцироваться внутренняя и внешняя стороны личности ребёнка
  • Утрачивается детская непосредственность. Т.е. если раньше можно было сказать, что ребёнок внешне такой же, как и внутри, то теперь мы видим, что внутренний мир ребёнка проявляется во внешнем через призму его интеллекта. Теперь, если ребёнку задать вопрос, то ответ на него прозвучит после некоторой паузы.
  • Ребёнок начинает разбираться и ориентироваться в своих эмоциях и чувствах. Теперь он знает, что такое радоваться, гневаться, бояться, огорчаться, печалиться и т.д.
  • Ребёнок часто спорит
  • Ребёнок начинает часто нарушать правила
  • Могут появиться страхи
  • Проявляется самостоятельность. Ребёнок хочет всё делать самостоятельно, "как взрослый".
Как и предыдущие кризисы, рано или поздно, этот кризис проходит.

Как помочь ребёнку?
  • Любите ребёнка не за что-то, а просто так. (за что-то можно похвалить)
  • Помогите ребёнку проявить свои способности и знания. Пусть расширяется круг его новых знаний, умений и навыков.
  • Ребёнку важна положительная оценка его достижений родителями. Предоставляйте ребёноку обратную связь
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность
  • Обеспечьте ребёнку чувства защищённости и безопасности. В них он сейчас нуждается больше всего
  • Родителям нужно готовиться пересматривать свой подход к воспитанию. Сейчас старые методы перестанут давать прежний эффект, поэтому будет актуальным вопрос поиска новых методов воспитания и способов общения. Будьте открыты к новому!
  • Если раньше, в процессе воспитания, вы могли использовать принцип "запрос ребёнка - запрет или разрешение родителя", то теперь эту схему стоит усовершенствовать. Пусть появляется всё больше областей, где ребёнок может сам принимать решение и нести за него ответственность. Тут уместно вспомнить принцип светофора: ребёнок должен понимать, что есть зелёная зона - это то, где он сам принимает решение и несёт за него ответственность. Есть красная зона - это то, что строго запрещено. Пока ещё ребёнку нельзя ей заниматься. И есть жёлтая зона - это промежуточная зона между зелёной и красной. Ей стоит заниматься вместе с родителями или самостоятельно, но соблюдая ряд правил, установленных родителями.
  • В этом возрасте детям всё ещё трудно упорядочивать свою деятельность во времени, поэтому полезно создавать наглядные материалы - настенные плакаты, таблицы и т.п., в которых будет отражён режим дня или список дел, которые должны быть выполнены к определённому времени или до того, как ребёнок, скажем, пойдёт смотреть телевизор.
  • Л.С. Выготский (известный отечественный психолог) разработал концепцию зон развития. Есть зона ближайшего развития (ЗБР) и есть зона актуального развития (ЗАР). ЗАР - это то, что сегодня ребёнок умеет делать без помощи взрослого. ЗБР - это то, что ребёнок умеет делать сегодня только с помощью взрослого. Развитие ребёнка идёт по принципу "То, что сегодня ребёнок умеет делать с помощью взрослого, завтра он сможет это делать сам". Отсюдо правило: если ребёнок сидит и что-то делает без вашей помощи и не просит о помощи, не мешайте ему. Это даст понять ему, что он всё делает правильно (т.е. воспримет это как одобрение себя и своей деятельности). А вот если ребёнок просит вас о помощи, обязательно помогите ему. 
  • Позволяйте ребёнку сталкиваться с негативными последствиями своих действий. Это поможет ему лучше понять причинно-следственную связь и свою ответственность. Не надо наказывать за неудачи.
  • Многие волнующие ребёнка вопросы можно прямо словесно с ним обсуждать. Если прямо ребёнок говорить не готов, то можно использовать сказкотерапию.
  • Стоит готовить ребёнка к школе. Помните, что для подготовки мало научить читать и писать. Готовность ребёнка к школе - это гармоничное развитие. Сюда входит и физическая готовность (развитие крупной и мелкой моторики) и развитие эмоционально-волевой сферы и развитие высших психических функций (память, внимание, ощущение, мышление, восприятие, речь)
  • Учите ребёнка управлять своими эмоциями (помните, что первые, с кого ребёнок копирует поведение - это вы, его родители). Для сложных вопросов можно использовать сказкотерапию

А как ваш ребёнок проявляет себя во время кризиса 7 лет? Поделитесь своим опытом в комментариях к этому сообщению.



Автор: психолог Роман Левыкин





14 коммент.:

Наталья Петрова комментирует...

Моя дочь часто дурачится, говорит,что вот такая она глупая родилась. Говорит,что хочет других родителей. Эти (то есть мы с мужем) ее только ругаем. В жизни у неё все плохо, жить трудно. Постоянно спорит, даже о том,что сама не знает. Боится, что отключат свет в доме,когда она моется, просит посидеть с ней в ванной.

Анонимный комментирует...

Моего сына как будто подменили. Мы с мужем уже не знаем что делать, запрещаем - он нарушает запреты все равно. Наказываем- тоже самое.. Паясничает, огрызается, ведет себя как "обезьяна". Такое ощущение, что он из леса вышел... Заставляешь учится- упрямится, плачет, истерики закатывает.. говорит " я не буду учится, буду бомжем".... Вчера заявил, чтоб мы нашли другого мальчика, а он глупый, по этому ему место на улице...

Анонимный комментирует...

Нашего сына тоже,как будто подменили.Постоянно начал спорить,делать то,что захочется.Говорит,что я его не люблю,только ругаю.На улицу выходить не хочет,говорит,что ничего интересного там нет,да и вобще очень ленивый стал-что ни попросишь,слышишь отказ.Стал пессимистичным-во всем видит плохое.Надеюсь все это у него пройдет и он снова станет веселым ребенком

Анонимный комментирует...

Моему сыну 7.5 лет,ходит в школу в первый класс,учиться достаточно хорошо,запоминает все быстро,он всегда был шустрым ребенком,психиатр сказал,что он у нас гиперактивный,нервно-психическое развитие соответствует возрасту!Последнее время стал очень обидчивым, чуть что так:"Я обиделся!"А недавно в школе был случай,когда девочка на уроке ИЗО заглянула в его альбом и начала его подучивать во всеуслышание,как по ее мнению,надо правильно рисовать.Он за это назвал ее ябедой и начал плакать,сильно кашлять и давиться. Такое уже бывало,но дома я его одернула и больше дома такого не повторялось! Учитель сказала,что если такое повторится еще раз,то она вызовет меня и мы снова пойдем к психиатру за справкой!Что делать я даже не знаю!?Расстроилась!

Роман Левыкин комментирует...

Здравствуйте.
Прежде всего, стоит поговорить о случившемся с сыном. О его чувствах. Что он хотел в этой ситуации? Что он чувствовал? Обсудить, что его кашель мог напугать учительницу. Если я правильно вас понял, то ваш сын умеет контролировать свой кашель.
Что касается диагноза, то не стоит из-за него переживать. Диагноз "гиперактивность" сейчас очень популярен, его ставят очень часто, так же часто, как "энцефалопатия" для новорожденных.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте!С сыном поговорили!Спросив его о том,чего он хотел добиться своим этим кашлем сын ответил:"Я ничего не хотел,я всегда таким был".Мы раньше часто болели ларингитом,может быть в его памяти сохранились воспоминания о этом кашле!Я вот взрослый человек,но уже не знаешь,что и думать,и что с чем связать!Порой мне кажется,что учитель хотел бы в первом классе видеть идеальных детей,чтоб не шумели,не бегали,ручки не грызли,свои носы не трогали!Учитель интеремовалась у меня,не болен ли чем мой сын,я о кашле!Получив отрицательный ответ,сказала что тогда надо его припугнуть,что и сделала,сказав ему о скорой помощи!

Роман Левыкин комментирует...

Это важный момент, он актуален для человека в любом возрасте - вопрос принятия. Насколько окружающие готовы принимать человека таким, какой он есть. Эта тема особенно актуальна при поступлении в школу - распорядок дня в школе сильно отличается от того, что был у ребёнка до этого. Много заданий, требований. А внутренняя потребность - что бы принимали таким, какой есть. Очень здорово, если это принятие ребёнок может получить в семье от самых значимых для него людей - родителей.

Анонимный комментирует...

Добрый вечер!Сын-первоклассник стал в школе ругаться матом,причем слова, некоторые из которых я и не слышала никогда!Об этом учителю сообщили дети,сын поначалу отрицал,а затем признался,признается и тут же говорит,что ребята лгут,я так поняла,что он не все из написанных ими слов говорил!он даже вспомнить не может какие он слова говорит,причин этого сквернословия не называет!Дома он никогда не ругался и не врал,а тут и то и другое!В первый день я его наказала углом и один раз ремнем шлепнула,чего раньше не делала,от обиды просто,поговорила с ним,а на следующий день тоже самое,учитель сказала,что он ее в гроб вгонит и я не знаю что делать. ....

Роман Левыкин комментирует...

Здравствуйте.
Как правило, если дома мат не используется, то ребёнок не использует эту лексику в своей речи (это не значит, что он её не знает).
Сейчас, похоже, в школе у него появляются причины использовать эту лексику (сознательные или бессознательные причины). Другое дело, что использование им мата как-то сказывается на окружающих. Тут есть социальный компонент и о нём можно поговорить с ребёнком.
Так же мат часто используется как способ продемонстрировать своё Я, вырваться из "оков". Возможно, ребёнок сталкивается с авторитарным воспитанием (например, физическое наказание за слова способно сильно задеть ребёнка и, как результат, желание ещё больше сопротивляться).
Думаю, что в этой ситуации будет полезно, если вы вместе с сыном обратитесь к психологу.
Так же попробуйте в этой ситуации избежать физических наказаний. Такие наказания обычно наносят психологическую травму ребёнку, усугубляют положение и уничтожают доверие в отношениях.

Анонимный комментирует...

Добрый день, Роман!! Моему сыну 3,5 года и к нам каждый приходит играть сосед 7,5 лет. И дело в том что он очееень много фантазирует (или врет)- "у меня 3 аквариума -с питоном,с ящирицей и рыбками", " мне папа овчарку подарил,она у меня в комнате живет к батареи привязана ", " мне в комнате 2й етаж сделают", а на второй день говорит "мне уже сделали 2й етаж,там будет холодильник стоять и игрушки". Я говорю зачем ты меня обманываешь, я же знаю что это не так!! Он смотрит мне в глаза и говорит - честно, летом на ДР прийдете и увидете!
Вчера выдал -" А вы умеете пальцами огонь зажечь?
Говорю это никто не умеет.
А я умею!
Тут муж не выдержал-"а ну давай покажи "!!
-"у меня как-то получалось, честное слово !!!(и в глаза смотрит).
В таком возрасте и о таком врать, как-то нелепо... У нас частный сектор и живём рядом и я ведь все вижу и знаю( и он ето понимает).
Мне очень интересно:
1) чем может быть вызвана эта ложь,практически в каждом слове!?
2) не научиться ли мой сын от него врать?
3)стоит ли мне ограничить их общение? (Хотя ето не легко- сосед бегает вдоль забора пока не впущу)!

Роман Левыкин комментирует...

Добрый день.
Сложно сказать, чем вызвано враньё соседского мальчика. Для этого нужно с ним индивидуально пообщаться. А что касается Вашего ребёнка, то он может научиться врать (если сам до этого не научился), но будет он этим заниматься или нет, будет зависеть от Вашей семейной ситуации и от личностных особенностей Вашего ребёнка.
Всего Вам доброго.

Анонимный комментирует...

Спасибо!

елена к комментирует...

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста,как быть? Моему ребёнку 6,5 лет. Последнее время он себя ведёт так,как-будто специально хочет нас разозлить! Вроде бы и не похоже на привлечение внимания,а может это и есть?! В общем все,что ему не скажешь,все поперёк! Надо почитать-не хочу,не буду,мне это не надо! Объясняешь,что если не будет читать,то не возьмут его на работу и нечего будет есть,т.к.денег не будет.... Он в ответ,что ему все равно! Родители(мы) его накормим и жить он будет с нами! Потом говорили,что если заниматься не будет,то будет учиться в "школе для дураков"...ну это грубо конечно,но все же... В ответ: хорошо! Буду учиться в этой школе!
Я говорю: жить тогда будешь на улице!
....потом как-то спрашиваю: чего ты сам хочешь? Что тебе надо? В ответ: не хочу читать и заниматься, хочу жить дома....
И так во всем!
Пора мыться...мне это не надо! Я чистый!
Иди попиши-я не хочу!
Пойдём гулять-не пойду! Там делать нечего(при том,что потом с улицы не забрать. Друзей много,да и он общительный-всегда познакомится-хоть с девочкой,хоть с мальчиком....)
В целом он очень умный,на мой взгляд,ребёнок! Рассудительный,с хорошим словарным запасом! Иногда такие фразы выдаёт,что аж взрослые ошарашиваются(в хорошем смысле...)
Но вот эта упёртость!эти постоянные споры и желание сделать все наоборот или по-своему!
Ходили на доп.занчтия-так его преподаватель не смогла усмириться. Попросила нас больше не приходить...:-(
В этом году подготовка к школе начнётся-переливаю,не выгонят ли?! Он умный,но упёртый! Как повлиять на него-уже не знаю... Может подскажете,как можно поступить в данной ситуации? Как сделать так,чтобы ребёнок хотя бы не спорил?!

Роман Левыкин комментирует...

Добрый день, Елена.
Когда ребёнок спорит или конфликтует с точкой зрения родителя, это соотносится с желанием отстоять свои границы, свою территорию, свою личность. По мере взросления, ребёнку нужно постепенно отделяться от своих родителей, и делается это через отрицание (мама думает так, а я буду думать по-другому; мама хочет обедать, а я не хочу!).
Если поведение ребёнка только в последнее время стало таким, то стоит задуматься о том, не привело ли к этому какое-нибудь стрессовое событие, например, переезд, изменение состава семьи, изменение отношений в семье и т.п. Часто поведение ребёнка является следствием тех событий, с которыми он сталкивается.
В этой ситуации я бы рекомендовал обратиться к детскому психологу для индивидуальной работы. Это позволило бы установить причину подобного поведения и помогло бы начать разрешать возникший конфликт.
Всего Вам доброго.

Отправить комментарий

Будьте в курсе новых материалов

Для этого подпишитесь на мою страницу в Google+. Там я публикую информацию о новых статьях, интересных книгах и прочих интересностях