Theme Preview Rss

Как родители программируют будущее своих детей

Произнося ту или иную фразу, родители часто не ожидают, что дети воспримут её совсем не с тем смыслом, какой в нее вкладывали они.

Вот пример
Ребёнок собирается купаться в ванне. Мама его опускает в воду, а ребёнок кричит, что вода горячая. Мама смотрит на градусник (который на самом деле сломался) и сообщает, что вода не горячая, а нормальная... Представьте, что эта ситуация повторяется много раз. Что происходит? Чувства ребёнка верны. Он действительно ощущает эту воду как горячую, но вынужден согласиться с мамой и подкорректировать свои чувства. Пойдём дальше, эта же мама, в ситуации когда ребёнок собрался съесть конфету, говорит ему: "не ешь её, она не вкусная". А в ситуациях, когда ребёнок на что-то сердиться она говорит ему: "Ты не должен сердиться! Если ты будешь сердиться, я тебя накажу". Таких примеров много. Что объединяет все эти ситуации? Во всех случаях мама блокирует проявление эмоций и чувств у ребёнка. Серия таких посланий от родителей объединятся у ребёнка в установку "не чувствуй  и не проявляй эмоции"; эта установка может стать частью характера. Во взрослой жизни такому человеку будет трудно устанавливать эмоциональные отношения с другими людьми (ведь он не сможет проявлять свои эмоции и чувства). В результате блокировки чувств, ему будет трудно понять эмоциональное состояние других людей, а значит он не сможет эффективно с ними общаться.

Таким образом, родительские послания могут быть очень глубокими и при этом не осознаваться человеком. Он "просто всегда поступает так". Такому человеку трудно понять, что другие люди могут думать по-другому. Ему кажется, что то, как он чувствует и думает, это во-первых, правильно, а во-вторых, это его выбор, и он с ним абсолютно согласен.

Почему это работает? Ребёнок маленький и беззащитный. Для того, чтобы семья его принимала (а значит продолжала кормить, любить и защищать), он должен соблюдать установленные семейные правила и стремиться к оправданию ожиданий своих родителей. Отсюда и бессознательное желание вслушиваться в то, что говорит родитель, искать истинный смысл его фраз.

Разберём другой пример
Папа купил в магазине Ikea новую мебель. Её уже доставили домой. Настало время её собирать. Папа приступает к сборке, но тут появляется ребёнок, который тоже хочет участвовать. На это папа заявляет: "Ты не умеешь это делать. Отойди и не мешай...". Через несколько дней, ребёнок сломал какую-то вещь. Ему родитель заявляет: "Ну как так можно? Откуда у тебя руки растут? Ты всё только ломаешь!". Представим, что подобные ситуации происходят в жизни ребёнка регулярно. Каждый день он только и слышит "Ты не умеешь", "Ты не можешь", "У тебя не получится", "Так не делают"... Какая установка на этот раз может попасть к ребёнку? Правильно, он будет уверен в том, что он ничего не умеет делать. Другие люди умеют делать, а он нет. Во взрослой жизни такой человек будет испытывать сложности в выполнении любых дел, а качество выполненной работы не будет высоким (ведь каждый шаг на пути её выполнения будет сделан сквозь призму "Я ничего не умею")

Как правило, родительские послания (т.е. внутренние установки) формируются бессознательно под воздействием регулярных повторений запускающих фраз и ситуаций.

Вот список самых популярных родительских посланий:

  • Не живи (установка "Пока я живу, мои родители страдают") 
  • Будь ребёнком (установка "пока я ребёнок, родители любят меня") 
  • Будь взрослым (установка "до тех пор, пока я ребёнок, родители меня не любят") 
  • Не будь собой (установка "Сейчас меня не любят. Чтобы меня любили, я должен быть другим")
  • Не будь счастливым (установка "Нельзя быть счастливым") 
  • Ты ничего не умеешь (установка "Я - это тот, кто ничего не умеет делать. Если у меня что-то получится, значит это не я") 
  • Не требуй внимания (установка "Меня любят , пока я не привлекаю к себе внимание")
  • Не думай (установка "Я плохо думаю. Другие думают лучше. Я буду соглашаться с мнением других")
  • Не чувствуй (установка "Я не должен проявлять эмоции и чувствовать")
Если вас заинтересовала эта тема, то предлагаю ознакомиться с моей основной статьёй на эту тему. В ней я даю подробное описание самых популярных родительских посланий.

Статью написал психолог Роман Левыкин



2 коммент.:

Анонимный комментирует...

ОООО Что за ЧУШЬ???

Анонимный комментирует...

Очень хорошая подробная статья (по ссылке внизу). Спасибо огромное!!!!

Отправить комментарий

Будьте в курсе новых материалов

Для этого подпишитесь на мою страницу в Google+. Там я публикую информацию о новых статьях, интересных книгах и прочих интересностях